Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

11.02.2019

Двигательная активность - залог успешного развития дошкольников

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он действует, бегает, кричит,

пусть находится в постоянном движении"

Жан-Жак-Руссо

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Следовательно, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов. Формирование у дошкольников потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие его взрослые смогут создать благоприятные условия, способствующие своевременному развитию моторики.

  На сегодняшний день все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, они часто проводят время за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач, да и предметно-развивающая среда не всегда способствует полноценному физическому развитию детей. Не случайно вторая годовая задача запланированная в учреждении посвящается именно этой проблеме. Главная задача перед коллективом педагогов - добиться улучшения здоровья воспитанников, всестороннего физического развития, обеспечить овладение двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности в систематических физических упражнениях .

  Систематизировать знания педагогов, а так же  закрепить профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья через повышение двигательной активности и пропаганду здорового образа жизни помог семинар-практикум, который состоялся 28.01.2019г. Педагоги работали над такими вопросы как: «игра - средство повышения двигательной активности дошкольников» (воспитатель дошкольного образования, Кавецкая Л.В.); «развитие когнитивной сферы дошкольника в игровой деятельности» (педагог-психолог, Степанович Е.В.); «методика проведения подвижных игр» (руководитель физического воспитания, Мозоль И.Н.); практикум для педагогов «Час здоровья» (руководитель физического воспитания, Мозоль И.Н.) завершился семинар-практикум дегустацией фиточая из лечебных трав.

   Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями. Повышение  двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Двигательный режим в учреждении дошкольного образования включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

  Первое место в двигательном режиме детей принадлежит общеизвестным видам двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы  и т.д.

  Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Проводится ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических  и погодных условий). Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой и соответствующие разным возрастным группам. Весь комплекс утренней гимнастики систематизирован в картотеке по возрастам и в соответствии тематическим планированием.

  Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

  Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому, подбирая упражнения, педагоги учитывают соответствие их возрасту и развитию ребенка.

  Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

  Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности воспитанников.

  Кроме того ежегодно в учреждении функционируют дополнительные образовательные услуги «Юные спортсмены» руководителем которого является молодой специалист Мозоль И.Н. (руководитель физического воспитания). Ирина Николаевна помогает воспитанникам сохранить и укрепить здоровье,  создает условие для повышения физической подготовленности и уровня здоровья детей.

  Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная  деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. В свою очередь это дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей, является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный  уголок с набором спортивного инвентаря  (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр,  коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

  С целью формирования у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а так же пополнение физкультурных уголков необходимым инвентарем согласно требований 28.02.2019г. проходил смотр-конкурс на «Лучший уголок двигательной активности». В конкурсе участие принимали все возрастные группы, однако наиболее эстетичным, креативным в оформлении, наполненным согласно требований оказался физкультурный уголок  средней группы №3 "Радуга".

  Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.

   При правильной организации двигательной активности в семье и  в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

 

Разделы сайта