Современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими иных знаний,профессиональных и личностных качеств. Они должны быть самостоятельными, креативными, рассудительными, экономически грамотными, социально компетентными, инициативными. В реальной практике учреждений дошкольного образования остро ощущается необходимость в организации работы по повышению интереса к техническому творчеству и развитию первоначальных конструктивных навыков.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур,затем появляются первые механизмы, и программируемые конструкторы.
Обучение и развитие в учреждении дошкольного образования можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов. Использование LEGO-конструирования в игровой деятельности способствует развитию интеллектуальных и конструктивных способностей обучающихся, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Перспективность применения LEGO конструирования обусловливается его высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и образовательных целях. Конструктор LEGO действительно универсален: можно строить города, отправиться в путешествие к рыцарям и принцессам, на полянку в лес, в подводное царство, найти клад, изготовить объемную открытку, создать театральную сцену – и на сцене каждому играть свою роль. Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа обучающимся очень нравится, является оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами.
Цвет деталей конструктора соответствует общепринятым эталонам цвета: красный, зеленый, желтый, синий и т.д. Также в конструкторе имеются детали с оттенками основных тонов: розовый, голубой, салатовый, серый и т.д. Чтобы дети лучше усвоили цвет, можно предложить им построить модель одного цвета. Для этого им придется многократно выбирать из целого набора детали определенного цвета. Также цвет деталей придется подбирать при создании определенных моделей, т.к. крокодил не может быть красным, а пингвин оранжевым.
Понятие формы дети дошкольного возраста могут усвоить при работе с разнообразными формами деталей конструктора LEGO различающихся не только по цвету: блок, пластина, балка, ось, штифт и т.д. Эти детали помогут освоить как плоскостные эталоны геометрических форм: квадрат, круг, треугольник, так и объемные фигуры: цилиндр, трапеция и т.д. Восприятие величины у детей дошкольного возраста можно сформировать в процессе создания моделей разных размеров, например, одноэтажного домика и небоскреба.
Специалисты компании LEGO Group разработали серию развивающих и образовательных конструкторов LEGO Education:
1.Блоки LEGO Soft созданы специально для детей от 2 лет. Они настолько большие, что конструктор может относиться к разряду напольных игр. Блоки конструктора не просто удобно берутся маленькими руками, они еще и мягкие на ощупь, что снижает возможность травматизма.
2. LEGO Duplo – конструкторы для детей в возрасте от 2 до 6 лет. Это блоки, комфортные для детей младшего дошкольного возраста.
3. Начиная с 4-5 лет дети могут строить уже из стандартных блоков конструкторов серии LEGO Dasta или LEGO Sistem. Конструирование из деталей этих серий требует более точных, отточенных действий, приложения силы для скрепления деталей, а также развитой моторикирук, т.к. детали могут быть настолько малы, что брать их получается исключительно двумя пальцами.
4. Самыми популярными конструкторами серии LEGO с элементами программирования являются: WeDo (с 4 лет), знакомящий детей с элементарными креплениями деталей, которые приводятся в движение при помощи программы, составленной на ПК; RCX (с 7 лет), где можно не только собирать движущиеся модели, которые действуют автономно на батареях питания типа АА, но и производить элементарные измерения факторов окружающей среды (степени освещенности, температуры и т.д.); NXT (с 10 лет) – последнее, на сегодняшний день, детище компании LEGO Group в области робототехники.
Активизация LEGO конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса в образовательной организации на основе LEGO конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества. При этом из одного и того же конструктора получаются разные модели, которые можно переделывать, конструируя каждый раз новые образы реальных объектов или элементов декораций. Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа с конструктором является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы в развитии ребенка, где нет пределов детской фантазии. Обучающиеся учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами и конструкторами, архитекторами придумывая свой рисунок, рисуя свой чертеж или схему.
раскрыть » / « свернуть