Наша жизнь подчиняется алгоритмам. Мы можем не замечать этого в нашей повседневности, но алгоритм – один из главных кирпичиков, из которых состоит жизнь человека. Алгоритмы были и будут всегда. Вся жизнь человека протекает по алгоритмам, заданным природой или самими людьми. Алгоритмы становятся невидимыми правилами, которые описывают почти все происходящее вокруг.
Умение выполнять, составлять алгоритмы становится существенным компонентом деятельности современного человека, составной частью его мышления и культуры.
Алгоритмические умения важны в жизнедеятельности детей, начиная с дошкольного возраста. Ребенок в процессе реализации действий по выполнению алгоритма учится управлять своей деятельностью в соответствии с предлагаемыми взрослыми правилами. Если ребенок овладел алгоритмическими умениями, то он способен осуществлять планирование своих действий, направленных на
достижение конкретной цели, разбивая деятельность на отдельные шаги. В процессе выполнения алгоритма у детей развивается умение удерживать цель на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию своей деятельности. Алгоритмические умения позволяют формировать у дошкольника предпосылки к учебной
деятельности.
Важным условием для формирования алгоритмических умений является развитое логическое мышление.
Возраст 5-7 лет является активным пропедевтическим этапом развития логического мышления, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования.
Опыт реализации совместного образовательного проекта Парка высоких технологий и Министерства образования Республики Беларусь «Программирование – вторая грамотность» по обучению учащихся начальной школы основам программирования показал недостаточный уровень подготовки младших школьников по отдельным темам: отрицание по аналогии, элементы кодирования, логическая операция «И» и другим.
Актуальность и практическая значимость программы объединения по интересам с повышенным уровнем «Информатика без розетки» (далее – программа) заключается в том, что формирование у детей на занятиях алгоритмических умений на основе развития основных познавательных процессов обеспечивает формирование
метапредметных компетенций, представленных в учебной программе дошкольного образования, необходимых для овладения элементарными умениями в области программирования и информатики, жизни в информационном обществе.
Программа объединения по интересам с повышенным уровнем «Информатика без розетки» разработана на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании, типовой программы дополнительного образования детей и молодежи естественно-математического профиля, (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017№ 123). Реализация программы осуществляется в соответствии с требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований».
Особенностью программы является использование методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет, направленной на освоение ими умений структурировать и оперировать информацией на основе логических операций без использования компьютера.
Новизна программы состоит в формировании алгоритмической грамотности, которая направлена на развитие у детей, начиная с 5 лет, умений структурировать и оперировать информацией на основе логических операций без использования компьютера.
Цель программы: развитие логического мышления и формирование алгоритмических умений без использования компьютера у детей старшего дошкольного возраста как основы пропедевтики к изучению информатики.
Задачи:
обучающие:
формировать представления о понятиях: «логическая операция отрицание», «истина», «ложь», «алгоритм», «информация», «компьютер»;
формировать (развивать) умения, относящиеся к области формальной логики (логическое отрицание, логическая операция «И» идр.) и построения рассуждений;
формировать умения составлять и выполнять алгоритмы;
обучать основным действиям с информацией;
развивающие:
развивать воображение и пространственное восприятие;
развивать умение рассуждать, делать выводы, объясняя свой
выбор;
развивать навыки планирования, сохранения цели, умения прилагать усилия для достижения определенного результата;
развивать навыки совместной деятельности в команде, в парах, в
подгруппах;
развивать коммуникативные навыки;
воспитательные:
воспитывать самостоятельность, чувство уверенности в себе, интерес к познавательной деятельности;
воспитывать желание заниматься информатикой в школе.
Организационные условия реализации программы.
Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на один год обучения. В объединение по интересам принимаются все желающие.
Наполняемость группы – от 8 до 12 человек.
Основной формой организации образовательного процесса является занятие, продолжительность которого составляет 25 минут (2 часа в неделю, 50 учебных часов в год).
Методическое обеспечение программы включает в себя:
информационно-методические материалы (сборник игр и упражнений по темам, методические рекомендации по проведению занятий);
иллюстративные материалы (дидактические картинки, карточки-задания);
планы-конспекты занятий.
Предлагаемые дидактические игры и упражнения разработаны и структурированы по степени сложности, могут вариативно использоваться педагогами в зависимости от познавательных возможностей обучающихся. Это позволяет обеспечить реализацию индивидуального и дифференцированного подходов при проведении занятий.
Для знакомства с используемой методикой формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет педагогам педагог дополнительного образования Черноокая М.В. прошел обучение в Парке высоких технологий наонлайн-курсах: «Информатика без розетки: для начинающих» и «Информатика без розетки: тьютор проекта».
раскрыть » / « свернуть