Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

10.11.2017

Международный день энергосбережения

11 ноября

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Энергосбережение для дошкольников – это сформированные понятия, практические умения, доведённые до автоматизма, которые должны перерасти впоследствии в глубокое убеждение и устойчивое мировоззрение.

Цель воспитания культуры энергосбережения у дошкольников: первоначальное ознакомление с проблемами энергосбережения, формирование у детей определённого типа отношения к энергосбережению, форм поведения, воспитание ответственного отношения к сохранению ресурсов, а также заинтересованности в социально значимой деятельности.

Задачи воспитания культуры энергосбережения решаются в рамках реализации вышеназванной цели и в соответствии с программой дошкольного образования.

Каждый год в рамках Международного дня энергосбережения проводятся практические акции по экономии электричества, тепла и воды. Коллектив нашего учреждения тоже не остался равнодушным к данной проблеме и 10 ноября принял участие в мероприятии, направленном на то, чтобы проинформировать воспитанников и их законных представителей о способах энергосбережения и рассказать, почему важно экономить энергию.

            Рассмотрим, к примеру, раздел «Человек и общество».

В подразделе «Ребёнок как член семьи» в реализации задачи расширения представлений о поведении, соответствующем таким ролям, как сын, дочь, внук, сестра, брат, племянник, можно сделать акцент на способах экономии воды, тепла и электроэнергии каждого члена семьи. Формируя знания о расходах семейного бюджета и стимулируя желание быть бережливым нельзя не уделить внимание оплате за коммунальные услуги.

В группе «Фантазёры» формируются элементарные знания об экономике, доходах и расходах в семейном бюджете, в том числе и расходов за пользование другими ресурсами, о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребностей других членов семьи.

В подразделе «Ребёнок как член общества», развивая представления детей об основных занятиях взрослых людей, формируя уважение к людям труда, можно рассказать о людях, заботящихся о том, чтобы наша жизнь была комфортной. Формируя элементарные представления о родном городе (посёлке) – посетить (очно или заочно) местную котельную или ТЭЦ, где ребята воочию убедятся, как много затрачивается сил, средств, энергии, чтобы в домах и в учреждениях было тепло и светло. Формируя представления о человечестве как семье на планете Земля, убеждать детей в личном вкладе для восстановления экологического баланса планеты соблюдая нормы бережливости и экономии, тем самым снижая производственные выбросы в атмосферу.

В разделе «Человек и природа» (группа «Малыши»), познакомив детей со свойствами воды, целесообразно подчеркнуть её значимость для жизнедеятельности человека и показать, почему к ней нужно бережно относиться.

В группе «Почемучки» дети учатся различать свойства воды, расширяются их знания о тепле, свете и вновь делается акцент на их значимости для человека.

В группе «Фантазёры» формируются понятия об основных энергетических источниках и правилах бытового пользования ими. В изучении свойств неживой природы формируются представления о роли света в жизни человека, животных, растений; об источниках света – солнце, огне, электричестве и др.; формируются понятия о роли чистого воздуха в жизни человека, животного, растения; о том, что вокруг нас всегда существует жизненнонеобходимый воздух. Усилить акцент на том, что, сэкономив электричество, мы тем самым вносим вклад в сбережение чистого воздуха и экономию энергоресурсов в целом.

Реализуя задачи программы , педагоги дошкольных учреждений осуществляют образовательный процесс, используя различные виды деятельности. Наиболее благоприятными для воспитания культуры энергосбережения у малышей могут стать игровая, трудовая и художественная деятельность.

 

Игровая деятельность

Игра для дошкольника – это основной вид деятельности. Так, дидактические игры расширяют кругозор ребёнка и формируют его понятийный аппарат. А ведь именно он очень сложен для малышей. Так, нелегко малышу освоить такие понятия, как «Энергия», «Ток», «Электричество». Лекцию малышу не прочитаешь. И тогда на помощь приходит дидактическая игра (парные картинки, лото, пазлы, словесные и другие дидактические игры).

В сюжетно-ролевой игре, где малыши могут исполнять роли членов своей семьи или руководителей производства и т.п., воспитывается новое мировоззрение будущего семьянина и гражданина своей страны, настоящего рачительного хозяина.

Театрализованные игры или игры-драматизации можно использовать для привлечения внимания общественности к идее энергосбережения, выступив перед родителями, другими группами и т.п.

Трудовая деятельность

Детям дошкольного возраста вполне по силам решать вопросы сортировки мусорных отходов дома и в дошкольном учреждении, следить за чистотой территории, за выключением лампочек, за экономией водных ресурсов, тепла. Природоохранная деятельность в дошкольном учреждении тоже несколько похожа на игру со своими правилами, распределением ролей, выявлением победителей. А реальный жизненный практический результат, полученный от такой деятельности, повышает значимость проделываемой работы как в собственных глазах ребёнка, так и в глазах родителей, сверстников.

Художественная деятельность

Большая роль в формировании культуры энергосбережения отводится развлечениям, досугам, музыкальным занятиям, утренникам с привлечением родителей, родственников. В совместном поиске разрешения сложных искусственно моделируемых ситуаций вся семья может выработать для себя нормы энергосберегающего поведения и научить этому других.

Эффективное овладение детьми основами бережливости осуществляется в различных видах художественной деятельности: рисование, лепка и т.п. Рисунки детей об энергетических проблемах создают условия для детей и взрослых для того, чтобы задуматься о будущем нашей страны, планеты.

Огромными возможностями обладает такой вид работы, как чтение сказок, рассказов, стихотворений и т.д. После прочтения сказок с детьми проводятся беседы, разыгрываются проблемные ситуации, решаются экономические задачи. Можно предложить детям самим сочинять сказки, основанные на жизненных реалиях. Возможно использование народного фольклора: пословицы, поговорки и др.

Добиваясь результативности в воспитании малышей культуре энергосбережения, необходимо создать специальные условия: использование личного примера, организация работы с родителями, создание предметно-игровой среды, использование игровых форм обучения, построение работы согласно деятельностному подходу.

Остановимся на каждом компоненте подробнее.

Использование личного примера не только отдельного педагога, проводящего определённую работу, но и всего педагогического коллектива в целом. Нельзя воспитать культуру чего бы то ни было, если не обладаешь ею сам. Если ребёнок слышит лозунги и призывы, а на практике видит расточительное отношение к ресурсам любого члена коллектива данного учреждения, то положительного эффекта даже при самом правильно методически грамотно организованном занятии не произойдёт. Необходима и важна предварительная работа и агитация со всеми членами коллектива детского учреждения на деятельность по энергосбережению. Важно изменить позицию педагога от стороннего наблюдателя к активному преобразователю.

Организация работы с родителями. Очевидно, что нужно подкреплять полученные в дошкольном учреждении знания в семье. Изменить привычки родителей оказывается куда сложнее, чем закладывать основы энергоэффективного поведения у малышей. Переубедить родителей непросто. Однако часто на практике, когда родители слышат какие-то истины из уст ребёнка, то задумываются: а так ли они поступают? Важно заметить и поддержать детей в прогрессивной агитационной работе с родителями. И есть много примеров, когда агрессивно поначалу настроенные родители становятся настоящими помощниками педагогу в вопросах эффективного энергопользования.

   Хочется верить, что целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей. Пусть они будут не равнодушными к расточительству, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны. Пусть педагоги, дети и их родители вместе думают над тем, что можно сделать, чтобы наша страна стала краше, богаче. Надеемся, что энергосберегающие мероприятия не пройдут бесследно, а материалы данного сборника помогут посеять зерно энергосберегающих норм поведения в сердцах ребят и их родителей

Разделы сайта