Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

02.12.2019

"Я - исследователь"

   Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность. Под исследовательской деятельностью детей дошкольного возраста мы понимаем, прежде всего, не воспроизведение им заданных взрослым или случайно подобранных способов действий, в результате которых ребенок наглядно убеждается в проявлении тех или иных свойств объектов, явлений, материалов. Под исследовательской деятельностью понимается постановка проблемы и целенаправленное изучение этой проблемы через выдвижение гипотез и систему проверочных опытов, построенных детьми самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Иными словами, мы говорим не о самостоятельной деятельности, а об организованном исследовательском поведении детей.

   По определению любая деятельность, в том числе и исследовательская, предполагает возникновение мотива (в момент осознания того, что появилась проблема), постановку цели, планирование, реализацию процесса по ее достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. В привычном же понимании использование элементарных опытов в детском саду учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом. Мотивация строится не от познавательной потребности, а на основе интереса к действию (процессу).

  Безусловно, в детский сад нельзя механически перенести методику проведения исследования из школьной практики. У детей дошкольного возраста совершенно иные источники информации: нет умения самостоятельно работать с литературой, не до конца сформирована способность связывать процесс деятельности с ее результатом, особенно отдаленным по времени. Конкретность мышления и неумение абстрагироваться затрудняет развитие способности выводить закономерности в наблюдаемых явлениях. В этом случае главными помощниками выступают педагоги и родители.

  С 2018 года наше учреждение осуществляет реализацию проекта «Формирование у воспитанников основ гражданственности и патриотизма в условиях взаимодействия с семьей». Вопросы, которые возникают у воспитанников весьма разнообразные «Кто придумал гимн?», «Почему Беларусь называют синеокой?», «Зачем нам нужен герб?» и др. Одним из таких и послужил темой исследовательской работы для открытого фестиваля творческих работ среди дошкольников "Я-исследователь". Воспитанница старшей группы №1 Чайковская Дарья неоднократно задавала вопросы о происхождении герба нашей Республики, значении герба города Слуцка. Творческая воспитатель дошкольного образования, Василевич Марина Сергеевна, помогла Дарье найти ответы на интересующие вопросы, а мама воспитанницы, Мария Валерьевна - посодействовала организации ребенка, поделилась нужной информацией с ним . Очень ответственно подошла к предстоящему мероприятию, интересовалась, как правильно оформить работу, как ее защитить, знакомилась с правилами создания презентации у воспитателя. Наверное, поэтому выступление прошло на одном дыхании, было познавательным и трогательным. Этот момент является огромным залогом успеха ребенка в будущем, потому что проявляется инициатива, чувство собственной значимости, ответственность.

  Приглашенным гостям Дарья поведала о назначении герба, о тех, кто занимается его изучением, что означает герб нашего города Слуцка и др. Продемонстрировала герб своей возрастной группы, выполненный совместно с сверстниками и Мариной Сергеевной.

Разделы сайта